27.07.2019

В этот день был открыт Волго-Донской канал

27 июля 1952 года был открыт судоходный Волго-Донской канал имени В.И. Ленина, который соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения.

Как известно, строительство было возложено на заключённых ГУЛАГ, и потому данному событию до сих пор невозможно дать однозначную оценку. Говоря об обоснованности строительства канала, Г.М. Иванова в работе «История ГУЛАГа, 1918 — 1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты» даёт следующую характеристику:

«Гидротехнические сооружения составляли особую привилегию лагерной экономики. Как истинно восточный деспот Сталин любил строить каналы. После Беломорско-Балтийского были канал Москва—Волга, Волго-Донской, Главный Туркменский, Самотечный канал Волга—Урал и др. И все это наполовину вручную, часто без особой хозяйственной надобности, не задумываясь о потерях и последствиях, ради демонстрации советского могущества, довольствуясь сиюминутным триумфом и сомнительной выгодой».

Эта небольшая оговорка – «и др.» - заключает в себе многие проекты, которые не были закончены, но ресурсы, в том числе и человеческие, на них были затрачены. В частности, доктор исторических наук А.В. Захарченко в диссертации «Экономическая деятельность НКВД-МВД СССР в Поволжье в 1937-1953 гг.» говорит о том, что Волго-Донской канал был единственным гидротехническим объектом лагерной экономики в послевоенный период Поволжье, который удалось завершить.

Сложен и вопрос об отношении к рабочей силе – ведь основную часть составляли репрессированные узники ГУЛАГА. Известно интервью, взятое у участника тех событий Георгия Шпаченко. Приведём отрывок:

«– Заключенные на стро­ительстве были в основном осуждены за политическую агитацию против Совет­ской власти и за хищение социалистической собст­венности.

Многим почему-то не ве­рится, что заключенные работали с большим энту­зиазмом. Но это было именно так. Трудовое со­ревнование было настоя­щим, не для галочки. Сти­мулом служил зачет срока. Если заключенный выпол­нял норму на 125 процен­тов и больше, ему каждый день пребывания засчиты­вался за три дня. А так как у большинства срок был 10 лет, то после окончания строительства Цимлянско­го гидроузла заканчивался и срок заключения. Многим донской край настоль­ко понравился, что они остались в Волгодонске.

– Некоторые стараются сейчас доказать, что пло­тина и начало нашего го­рода построены на костях заключенных...

– Это неверно. <…>

- Была ли смертность от недоедания, дистрофии?

Строительство бетонной плотины Цимлянской ГЭС. Фото: Волгодонский эколого-исторический музей

- Нет и еще раз нет. Заключенных кормили не­плохо, автор этих строк не раз, когда не было времени отлучиться, обедал в бригадах и качеством приго­товленных блюд был дово­лен. Заключенные имели возможность в лагере в ларьке дополнительно (по безналичному расчету) ку­пить колбасу, масло, сахар, хлеб и т. д. У каждого на счету было достаточно денег.

А естественная смерт­ность в процентном отно­шении была такая же, как у вольнонаемных».

Обратную сторону вопроса освещает ранее упомянутый А.В. Захарченко: «Возвращение в 1946 г. к условно-досрочному освобождению по системе "зачётов" рабочих дней стало вторым экспериментом, вводившимся "в порядке исключения" на крупных объектах лагерной экономики. <…> Наряду с констатацией положительного эффекта, связанного с ростом производительности труда, документы лагерно-производственных комплексов на объектах Куйбышевской ГЭС и Волго-Донского канала содержат многочисленные факты задержки досрочного освобождения заключённых, фальсификации в оформлении "зачётов"».

Говоря об этой грандиозной стройке, несомненно, нужно помнить о том, какой ценой был достигнут результат.


Назад