20 сентября 1937 года вышел оперативный приказ НКВД СССР №00593 о мероприятиях в связи с террористической диверсионной и шпионской деятельностью японской агентуры из так называемых харбинцев (бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги и реэмигранты из Манчжоу-Го). Исходя из того, что "за последний год репрессировано за активную террористическую и диверсионно-шпионскую деятельность до 4 500 харбинцев" был сделан следующий вывод: "выехавшие в СССР харбинцы, в подавляющем большинстве, состоят из бывших белых офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности".
С 1 октября 1937 г. надлежало приступить к аресту харбинцев, подозреваемых в террористической, диверсионной, шпионской и вредительской деятельности.
Часть харбинцев из числа арестованных подлежала расстрелу, другая часть - заключению на 8-10 лет ИТЛ. Харбинцы, не попадающие под арест, были отстранены от работы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также на промышленных предприятиях. Освобождение из тюрем ранее заключённых харбинцев было прекращено.
Харбинцев, согласно учёту НКВД, было на тот момент около 25000 человек.