В этот день, 31 октября 1958 года, Б.Л. Пастернак написал письмо Н.С. Хрущеву:
"Уважаемый Никита Сергеевич,
Я обращаюсь к Вам лично, ЦК КПСС и Советскому Правительству.
Из доклада т. Семичастного мне стало известно о том, что правительство «не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР».
Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой.
Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Каковы бы ни были мои ошибки и заблуждения, я не мог себе представить, что окажусь в центре такой политической кампании, которую стали раздувать вокруг моего имени на Западе.
Осознав это, я поставил в известность Шведскую Академию о своем добровольном отказе от Нобелевской премии.
Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти, и поэтому я прошу не принимать по отношению ко мне этой крайней меры.
Положа руку на сердце, я кое-что сделал для советской литературы и могу еще быть ей полезен.
Б. Пастернак"
Но что же побудило его написать? Об этом далее.
Над романом «Доктор Живаго», вершиной своего прозаического творчества, Пастернак работал с 1945 по 1955 гг. Разослав рукопись по нескольким литературным журналам, он надеялся опубликовать её в первую очередь именно на родине, но везде ему отказали. Например, резко негативно отозвался о рукописи главный редактор журнала «Новый мир» К. М. Симонов: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!»
Писатель, всё ещё надеясь на издание романа в СССР, передаёт рукопись итальянскому издателю. 23 ноября 1957 г. в Милане в издательстве Дж. Фельтринелли роман был опубликован. Он имел огромный успех, и уже через год, 23 октября 1958 г., Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». С этого момента начинается активная травля писателя.
В тот же день, когда Пастернак получает телеграмму о присуждении ему премии, выходит постановление Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака»:
«1. Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.
2. Опубликовать в журнале «Новый мир» и в «Литературной газете» письмо редакции журнала «Новый мир», направленное Пастернаку в сентябре 1956 года.
3. Подготовить и опубликовать в «Правде» фельетон, в котором дать резкую оценку самого романа Пастернака, а также раскрыть смысл той враждебной кампании, которую ведет буржуазная печать в связи с присуждением Пастернаку Нобелевской премии.
4. Организовать и опубликовать выступление виднейших советских писателей, в котором оценить присуждение премии Пастернаку как стремление разжечь холодную войну».
«Не читал, но осуждаю» — это фраза-миф, которая, по некоторым сведениям, была сказана на заседании правления Союза писателей СССР в адрес романа «Доктор Живаго» Пастернака.
Пастернака исключили из Союза писателей, в газетах стали появляться злостные статьи, пошли угрозы: писателя принуждали эмигрировать или отказаться от премии. В итоге жизнь на родной земле оказалась для Пастернака важнее премии, хоть и стала невыносимой.
Писатель умрёт через два года, 30 мая 1960 г. До этого момента критика и нападки со стороны правительства не угаснут, а прижизненного издания романа «Доктор Живаго» писатель так и не увидит (первое издание — лишь в 1989 году).
Фото взято с сайта https://ruspekh.ru/people/pasternak-boris-leonidovich